Блог Татьяны Соломатиной
Как организовать отдых — от А до Я
Лого otdoxnite.ru

Сочи и Абхазия на машине: дорога из Москвы и обратно

Доброго времени суток, друзья! Начало отчета о поездке к морю найдете тут. Я писала о маршруте нашего двухнедельного путешествия (4154 км.), транспортном средстве, составе группы и всех расходах, включая детальные затраты на дорогу.

В этой части расскажу, как мы добрались из Москвы в Сочи на машине: особенности пути, платные дороги, камеры, ночевки, АЗС и прочее. Поделюсь первыми впечатлениями от Адлера и дам несколько советов. К сожалению, фото не так много, но общую картину трассы они покажут.

Подробности нашего отдыха в Сочи, а также проживания в Абхазии, и все, что связано с передвижением по Республике: граница, особенности дорог, безопасность, местное ГАИ и достопримечательности, читайте в следующих частях, постараюсь опубликовать побыстрее. Подписывайтесь на обновления, тогда точно не пропустите новые материалы.

Из Москвы в Сочи на машине

Дорога Москва — Горячий ключ: 1 день пути

Первые километры

Выехали мы из Москвы (Кратово) в 5 часов утра. Изначально планировали ночевку перед перевалом, проехать предстояло больше 1300 км., хотелось уложиться в световой день. А это достаточно тяжело для одного водителя. У Люды конечно есть права, но я понимала, что за рулем машины буду только сама. И дело тут не в каких-то принципах, просто по определенным причинам я не могу ездить пассажиром на длительные расстояния. Не буду вдаваться в подробности, это мои «тараканы» в голове и вам они мало интересны.

Из Москвы в Сочи на машине

Пробок в такую рань не было. Из Кратово до М4 двигались по окружной «бетонке» А7, в Москву не заезжали, на М4 выскочили быстро. Трасса полупустая, ехала легко, скорость 130-140 км/ч не ощущалась совсем. Камер много, но навигатор предупреждал, и мы сбавляли. Сотрудников ДПС видели только на посту. Нами они не заинтересовались.

Миша с комфортом спал на заднем сидении, а мы упивались началом путешествия в Сочи и с интересом посматривали по сторонам.

Платные дороги до Воронежа

Совсем скоро появился въезд на платную дорогу. Второй год езжу, а так и не разобралась, где платный участок заканчивается. Если начало определяется шлагбаумами, то конец… Пропускные пункты появлялись регулярно вплоть до самого Воронежа. Где-то за километр всегда стоят указатели, показывающие впереди въезд на платную дорогу, рядом обязательно вывеска с поворотом на возможный бесплатный объезд. После Воронежа эта «свистопляска» заканчивается, идет обычная бесплатная трасса до самого Сочи.

Из Москвы в Сочи на машине

Преимущества транспондера

Как и при прошлогодней поездке на машине в Абхазию, воспользовалась транспондером. Для тех кто не в курсе скажу — это такая маленькая коробочка с индивидуальным номером. Прибор помогает проезжать шлагбаумы не останавливаясь, что очень экономит время. Система считывает данные и деньги за проезд автоматически списываются с заранее пополненного счета.

Из Москвы в Сочи на машине

Транспондеры дают преимущества водителям, позволяя не стоять в общей очереди и не платить кассиру при каждом въезде на платный участок. Для машин, имеющих сей прибор есть выделенные полосы, которые обычно свободны – проезжаешь «сквозняком». Плюс в том году были скидки на проезд таким способом.

Мы взяли транспондер у друзей, СМС сообщении о списании денег приходили им, поэтому сказать о стоимости проезда вам не смогу. Мы просто на первом же пропускном пункте положили на счет 1500 руб. и на все путешествие на машине забыли про эти расходы. Наверное какие-то деньги остались на счету, когда выясню, напишу точнее.

Внимание! Транспондер можно приобрести уже в пути. При каждом пропускном пункте имеются магазины. Но учтите, работают они не круглосуточно. Например, на первом пункте из Москвы в Сочи можно купить прибор с 09.00 до 21.00. В это же время работает наличная касса. Если попадете в другие часы, то положить средства на счет транспондера возможно только через «автомат» при помощи банковской карты.

Из Москвы в Сочи на машине

Камеры и скорость

Сотрудников ДПС на платных участках не видела совсем. Зато камеры навешаны через каждые 2-3 км., навигатор обычно предупреждал о наличии радара. Электронные щиты над дорогой в основном показывают разрешенную скорость 110 км/ч, но встречаются участки 90 и 130 км/ч. Под ними тут же висят «объективы». Много явно не работающих (навигатор молчал), под такими мы в буквальном смысле «летели», штраф пришел пока один на 500 руб. из Воронежской области. При этом неопознанных камер по дороге Москва Сочи было море.

За весь путь из Москвы до Краснодара был только один небольшой затор (до Воронежа), связанный с проходом какой-то крупной техники через мост. ГАИ полностью перекрыло движение на 10 минут, пока один «тяжеловоз» переезжал мост. Задержка составила 30 минут, дальше все было «как по маслу».

Из Москвы в Сочи на машине

Подробнее о платных участках и ценах, смотрите здесь.

Движение на М4 Москва — Краснодар

Вообще хочу сказать, что нам повезло. Всю дорогу из Москвы до Краснодара пролетели с ветерком. Не встретили заторов даже в Ростове, чего уж точно не ожидали. Более всего удивило свободное движение встречки на всем пути, ведь конец августа, люди возвращаются к началу учебного года. Не знаю, может просто так попали, но даже очередей перед шлагбаумами платных дорог не было в обе стороны. Максимум по 5 машин в каждый проход.

В дорогу брали бутерброды и термосы с кипятком. Изредка покупали сосиски на АЗС, один раз поели горячего в «Пампушках». Туалеты тоже посещали на заправках, по дороге видела много специальных пунктов для остановок, но санитарные условия там оставляют желать лучшего.

Сотрудники ГАИ активизировались около Ростова. Не скажу, что на каждом углу, но раз шесть мы их встретили. Стоят с машиной прямо на трассе, рядом радар на трех ножках, который почему-то не видит навигатор. Мы старались не превышать на объездных, поэтому плотно общаться с ними не пришлось.

У Ростова поняла что устала, за плечами 1000 км. Время около шести вечера и еще светло, решили продолжить путь и поискать место ночевки ближе к перевалу. Темнота застала в пути между Ростовом и Краснодаром. Трасса там двухполосная в каждую сторону, посередине ветровые отбойники, машин немного, но ехать по темноте тяжело. Попалась крупная авария, что не придавало оптимизма гнать. Ехала со скоростью 110 км/ч, изредка пристраивалась к «скороходам», но быстро отставала – усталость сказывалась. В общем последние 300 км. дались тяжело.

Из Москвы в Сочи на машине

Ночевка перед перевалом

Ночевали где-то после Краснодара, немного не доехали до Горячего Ключа. Отель нашли сразу, прямо на дороге. Но название и точное место сказать не смогу. Так устала, что совсем забыла сделать фото вывески и взять визитку. Есть только фото номера. Если кто из читателей узнает номер, напишите пожалуйста название гостиницы. С удовольствием порекомендую ее последователям, отель достойный во всех отношениях.

Стоимость номера 2700 руб. за троих. Можно комфортно разместиться четверым. Кровати удобные, диван тоже. Но мы так устали, что упали и вырубились сразу. Время было час ночи, будильник поставили на 6 утра.

Из Москвы в Сочи на машине

Встали по будильнику. Как ни странно, выспались. Наскоро позавтракали и отправились в путь.

Дорога Горячий Ключ — Адлер: 2 день пути

Еще дома решили ехать не через Джубгу, а уйти на кривую дорогу (Шаумянский перевал), ведущую сразу в Туапсе. Опыт прошлого года показал, что это решение верное. Я знаю, есть много противников такого маршрута, но мне кажется этот путь более оптимальный и менее трудозатратный до Сочи. Сколько водителей, столько и мнений. Я свое никому не навязываю.

Шаумянский перевал

С поворотом в горы пришлось повозиться. Навигатор активно строил маршрут через Джубгу и никак не хотел показывать другой путь. В конце концов набрали на нем населенный пункт «Кутаис», я вспомнила такую деревню по пути. Только после этого прибор перестроился на нужное нам направление.

Внимание! Съезд с М4 жесткий. На оживленной четырех полосной трассе придется развернуться (разрешающий знак есть) и почти сразу через две полосы с несущимися машинами уйти из левого в правый ряд для правого поворота. Не знаю почему так опасно там сделали, но мы справились не нарушая правил, хотя это было нелегко. Будьте осторожны!

Из Москвы в Сочи на машине

Дальше пять минут дорога еще идет по жилому сектору, а потом начинает круто петлять и подниматься в горы. Вокруг сосновый лес и очень красиво. Всего две полосы, машин нет совсем, покрытие отличное. После часа пути и населенного пункта Кутаис начинается длинный участок «щебенки» или «известняка», не знаю, как это правильно назвать.

Километраж не замеряла, но ехать прилично. Дорога широкая, машину я особенно не щадила, 30-40 км/ч набирала даже на серпантине. Изредка попадались грузовики и «тихоходы», легко их обходила, ширина покрытия это позволяет. Фото у себя не нашла, нижнее взяла из Интернета.

Внимание! Почти до самого Туапсе заправок нет. Не стоит выезжать на эту дорогу без бензина. Но мелкие деревни встречаются, воду и простые перекусы в местных «сельпо» купить можно. О гостиницах речи нет.

После первого щебеночного покрытия перерыв. Начинается асфальт среднего качества. Потом опять щебенка, но гораздо короче первой. Мы ехали рано утром, машин почти не было, поэтому белая пыль столбом не стояла. Окна закрыли и кроме тряски, неудобств мы не испытывали. А когда начался опять асфальт вообще никаких проблем не стало. Правда машин прибавлялось по мере приближения к Туапсе, но заторов не было, скорость 90 км/ч.

Из Москвы в Сочи на машине

Дорога вдоль побережья

Первый в этот день затор увидели в Туапсе. Минут сорок потеряли из-за плохо отрегулированного светофора. Дальше пошел цивильный серпантин и до Лазаревского обычное рабочее движение 60 км/ч. На подъезде к поселку встали. Пробка в два ряда вместо положенного одного. Все из-за многочисленных пешеходных светофоров. Лазаревское проезжали 1.5 часа. Думала там всегда так – ошибалась. На обратном пути пробки не увидела, правда ехали мы тогда в два часа дня, а не утром.

Из Москвы в Сочи на машине

После Лазаревского опять рабочий серпантин. Немного постояли перед Лоо. Дальше многочисленные туннели и плотно забитая набережная Адлера. Там активно идет расширение дороги и пробки как в Москве в час пик.

Сотрудников ГАИ на перевале нет. Видели отдельные машины во всех курортных поселках. От Туапсе камеры визуально встречались, но не сказала бы что много и навигатор почему-то молчал. Правда разогнаться там особенно негде. Во-первых, серпантин, во-вторых, потрясающие виды на море, гнать совсем не хочется.

Пост перед въездом в Сочи серьезный. Видела – шерстят. На нас внимание не обратили. Как начинаются туннели – камеры на каждом углу. На набережной тоже море объективов. Не знаю, работают ли они, там была пробка.

Из Москвы в Сочи на машине

На место прибыли около трех дня. Даже не успели устать. Поэтому бросили машину и пешком начали прочесывать побережье в поисках жилья, но это уже другая история, ее вы прочтете в следующей части отчета. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить самое интересное.

Первые впечатления от Адлера

Адлер как-то сразу не понравился. Бесконечные вереницы машин, загазованность, очень много людей, мало зелени и вокруг один бетон, хаотично застроенный частный сектор и отели, не имеющие клочка территории (про дорогие молчу). Какие-то сумасшедшие развязки, передвигаться трудно даже с навигатором. Потому что когда он говорит держаться правее, а перед тобой как щупальцы сразу три поворота направо, трудно найти нужный. А если учесть, что свернув не туда, попадешь в новую пробку….

Из Москвы в Сочи на машине

Я не была в Сочи 20 лет. Очень расстроилась. На мой взгляд, он утратил какой-то свой неповторимый колорит, куда-то ушел уют и душевность. Такое чувство, что находишься не на курорте, а в центре крупного мегаполиса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Даже наличие моря не спасает. Тем более, что оно тоже заковано в бетон набережных и жилых построек нагороженных в прямом смысле слова друг на друге и выглядевших нелепо.

Пусть простят меня местные жители. Но выжимая из каждого прибрежного клочка земли прибыль, пристраивая и надстраивая, они превратили курорт в безвкусный муравейник. Я там просто задыхалась шесть дней. Хотелось простора и природы. Если бы не Ленька, который никак не хотел уезжать со мной пока не уехал его друг, сбежала бы в первый же день.

Можно представить, насколько мне было не комфортно в Адлере, что при первой же возможности я перебралась в Абхазию. Хотя сама в других статьях предупреждала читателей, что ехать туда без мужчин небезопасно. Тем не менее меня не остановили опасности и неустроенность Республики. Но об этом позже, сейчас вернусь к дороге.

Из Москвы в Сочи на машине

Немного об обратном пути

Чтобы не возвращаться к теме дороги в последнем отчете, решила сразу написать о проделанном пути домой. В Москву ехали из Абхазии. Про границу, дороги и абхазское ГАИ напишу позже в отдельной части, посвященной дням нахождения в Республике, здесь коснусь только российского отрезка пути.

Дорога Сочи — Туапсе и ночной перевал

Отъезд домой был поспешным, из-за этого выехали не рано утром, а только после обеда. С учетом границы и таможни изначально понимали, что двухдневный график пути скорее всего собьется – так и вышло.

Дождь не позволил двигаться на машине быстро, на серпантине до Туапсе встретили две аварии. Ехать по мокрой дороге было сложно. Пару раз сработал АБС. Адлер проскочили быстро, а вот перед Лоо встали в пробку. Так и не поняла с чем она была связана, особых затруднений не видела, да и светофоров там немного, но час потеряли.

Из Москвы в Сочи на машине

Дальше серпантин сюрпризов не принес, движение чуть медленнее рассчитанного. В Туапсе приехали в районе семи вечера. Решили не соваться на перевал в ночь. И тут нас поджидало разочарование. Все отели были забиты. Стемнело быстро, а мы продолжали мыкаться в поисках жилья. Время 21.00, результат – 0. В одной гостинице нам сказали, что приехало много людей поступать в какое-то кадетское училище или что-то в этом роде, поэтому свободных номеров нет.

Наверное можно было попробовать частный сектор, но уже стемнело и нам почему-то казалось, что хозяевам не захочется пускать нас на одну ночь. Оказались в тупике. Ночь, дождь, жилья нет, я подустала, а впереди «дикий» перевал со щебенкой. Не очень-то хорошие перспективы, не правда ли?

Из Москвы в Сочи на машине

В общем решили рискнуть и двинули в горы, надеясь оказаться на М4 хотя бы к 12-ти ночи. Ехать было непросто. Ни встречки, ни поперечки, ничего, особенно на щебенке. Навигатор умер, телефоны тоже, сигнала там почти нет. Одна радость, дорогу запомнила и «кретинизмом» в плане право-лево не страдаю.

Дождь продолжался, раскаты грома оглушали, молнии ослепляли, мы – ползли.

После «щебенки» стали попадаться машины, это радовало, значит едем правильно. На самом деле там сворачивать особе некуда. Держись «главной», интуитивно пропускай сомнительные повороты и М4 рано или поздно появится.

Бомжатский отель на М4

Выехали на трассу, как и планировали к 12 ночи. Сразу по направлении Москвы стали искать отели. Как назло, ни одного, все на противоположной стороне, посередине мощная «разделиловка», а крутиться не было сил. Поэтому, как только увидели первую вывеску «Отель», остановились, даже не посмотрев на фасад.

Это была кошмарная ночь. Настоящий бомжатник. Из серии «для веселой ночки дальнобойщиков». Кровати стремные, подушки каменные, вода ледяная и тоненькой струйкой, белье сомнительного качества. Но самое ужасное – комары и муравьи. Фумигатор не особо помог. Почти не спали всю ночь. Стоило это удовольствие 1650 руб. 2-х местн. с удобствами, взяли два номера. Самый настоящий сарай. Плюс стоянка машины 100 руб. Совсем «оборзели», за такие условия красная цена 500 руб. койка.

Уснули под утро, когда перебили всех насекомых, поэтому встали поздно и разбитые. Фото отеля нет, да и не нужны они вам. Думаю, увидев сие заведение засветло, ни у кого желания остановиться там не возникнет.

Из Москвы в Сочи на машине

Дорога Горячий Ключ — Воронеж

Выехали только около 10 утра. Я была измучена и сразу понимала, что 1350 км. (показывали столбики на дороге) не осилю. Приняли решение не мучиться и остановиться на еще одну ночевку в Воронеже, только уже в приличном отеле с возможностью хорошо отдохнуть и выспаться.

Конечно, если со мной был бы муж, дорога не растянулась бы на три дня, но только моих сил, на преодоление этого пути при таких обстоятельствах, явно было недостаточно.

Особенности дороги описывать не буду. Эту информацию читайте выше, потому что все было также, как и по дороге на отдых. Пробок не встретили, перед камерами тормозили. Ростов сюрпризов тоже не преподнес. Один раз остановились перекусить в столовой на трассе. Более достойных мест не нашли. Но еда была съедобной, никто не отравился.

Из Москвы в Сочи на машине

Из Москвы в Сочи на машине

Ночевка в Воронеже

В Воронеж добрались, когда стало темнеть. Опять все отели слева через железные отбойники. Хотелось приличного жилья, поэтому решили уйти с трассы, заехать в город и поискать там. Заодно покормили детей в Макдональдсе.

Отели нашли только на другой стороне реки, для чего пересекли мост. Вообще город понравился, можно было бы там задержаться, но мы как-то уже были настроены на дом.

Посмотрели четыре гостиницы. Семейных номеров не было. Пришлось взять «люкс» в отеле «Украина». Я с Ленькой на диване, Люда с Мишей на двухспальной кровати.

Из Москвы в Сочи на машине

Номер для двоих стоил 3500 руб. плюс за детей 1000 руб. (по 500 доп. место). Сюда входили завтраки. Дешевле вариантов не нашли. Зато вид на город из номера на реку был потрясающий! Жалко, что фото не передает в полном размере.

Из Москвы в Сочи на машине

Отдохнули отлично. Перед дорогой плотно позавтракали (шведский стол).

Дорога Воронеж — Москва

От Воронежа двигались все по тем же платным дорогам. Движение свободное. Очередей даже в кассы на пропускных пунктах в сторону Москвы я не замечала. Транспондер работал как часы, шлагбаум открывался всегда, заминок не было.

Особо хочется отметить туман на первых 200 км. после Воронежа. Пелена была плотной, но ехать быстро все-равно удавалось. Просто удивительно, откуда он там взялся, учитывая, что мы ехали не в 5 утра, а в 10 часов.

Сотрудники ДПС были только в Воронеже, на трассе я их не видела, зато камер полно, но об этом я писала выше. Еще хочется заметить, что дорога обратно далась мне гораздо тяжелее. Не знаю с чем данный факт связан, но в прошлом году испытывала те же чувства.

Из Москвы в Сочи на машине

Внимание! Предпоследний участок платной дороги не радует заправками. Мы попали в критическую ситуацию – кончился бензин. Перед последней АЗС, встреченной на пути, было три «рясочки». Решили дождаться одной и это была ошибка.

Скоро значок бака на панели загорелся, в панике проехали еще километров 40 — заправок нет. Наконец уперлись в последний платный пропускной пункт перед Москвой и решили клянчить бензин у водителей там. Перспектива оказаться в поле с детьми на пустой платной трассе совсем не радовала. Нам повезло сразу, нашелся ответственный водитель, который имел с собой канистру с топливом. Спасибо ему огромное, выручил нас, залил 5 литров, а через 5 км. появилась долгожданная заправка.

Перед самой Москвой перепутали съезд. Вместо окружной «бетонки» А7 свернули раньше на Ступино. Тут же встали на каком-то переезде. Товарняки шли один за другим, проторчали там около часа, было обидно.

Дальше плотно толкались в окрестностях города Бронницы, на знаменитом мосту встала легковушка и весь поток в обе стороны вынужден был двигаться по очереди по одной полосе. В общем пробки в Московской области измотали больше, чем вся дорога от Воронежа.

Домой в Кратово прибыли около 15.00.

Из Москвы в Сочи на машине

Дорожные советы

Я конечно не «дока» и возможно мужчины отнесутся к моему отчету скептически, но и мне есть что посоветовать читателям. За плечами семь поездок по маршруту Москва – Херсон – Москва, причем 2 из них в одиночестве (каждый год в мае отвозила ребенка к бабушке, а в августе возвращала домой 15 лет назад), поездка по Золотому Кольцу России и в Абхазию, плюс так, по мелочи. Надеюсь, мой опыт путешествий все-таки будет кому-то полезен.

Из Москвы в Сочи на машине

Если коснуться данной поездки, то я бы рекомендовала вам следующие вещи:

  • Обязательно обзаведитесь транспондером. Поверьте, он существенно экономит время, а при наличии скидок, и деньги тоже.
  • Внимательно смотрите разметку и щиты перед шлагбаумами на пропускных пунктах платных дорог. Почти в каждом месте наблюдала картину, как веренице машин приходилось «пятиться» из-за одного невнимательного водителя, заехавшего не туда. Зачем вам косые взгляды и порой грубые слова «нетерпеливых»?
  • Выезжайте с рассветом, чтобы использовать все преимущества светового дня. Ночью скорость по любому будет ниже, а значит сможете проехать то же расстояние за большее время, что удлинит время в пути и скажется на усталости.
  • При дороге к морю, не стоит лезть на перевал после длинного пути из Москвы, особенно если водитель только один. По возможности отправляйтесь на серпантин после отдыха рано утром, пока машин еще не очень много.
  • Не дожидайтесь пока на приборной панели замигает «бачок» бензина, если не везете в багажнике запас топлива. На М4 есть большие участки без АЗС, а на перевалах заправки совсем непредусмотрены.
  • По этой же причине обязательно держите в машине запас воды. Тем более, что можно попасть в непредвиденную пробку в поле, как это было у нас по дороге из Абхазии в прошлом году. Жара и жажда в течение двух часов измотали нас.
  • Без особой необходимости старайтесь не останавливаться на первой же заправке после долгого их отсутствия. Очереди к фастфуду и туалетам вам будут обеспечены. Обычно АЗС располагаются скучено. Через километр-два вам попадется другая, и народу там не будет совсем, что обязательно скажется на гигиеническом состоянии всех нужных мест.
  • Дорога Москва Сочи полна «черных дыр» в плане радио. Около Ростова вообще были длительные места, где ловило только украинское. Поэтому запаситесь музыкой или интересными передачами на носителях. В тишине ехать не всегда комфортно, особенно если уже устал и за плечами длинный путь.
  • Хорошо, если в телефон скачаете нужные в дороге программы: карты, сервисы по поиску жилья и т.д. В критической ситуации помогут заранее внесенные телефоны местных экстренных служб.
  • Если планируете ночные остановки, сложите вещи первой необходимости в отдельную сумку. Не придется тягать из машины чемоданы на одну ночь в отель только для того, чтобы достать шампунь или свежую футболку.
  • Не останавливайтесь в сомнительных забегаловках для того, чтобы покушать. Особенно, если видите, что там нет людей. Отравления в дороге, удовольствие не из приятных. Да и про безопасность в таких случаях не стоит забывать. По номерам не трудно догадаться куда вы направляетесь, а сложить дважды два мошенникам не составит труда.

Общие советы читайте в статье «Путешествие к морю на машине: как подготовиться и что учесть?».

Из Москвы в Сочи на машине

На самом деле сказать вам хочется много. Думаю, что обязательно дополню рекомендации по теме путешествия из Москвы в Сочи на машине. Сейчас же выделила, как мне кажется, основное. Нюансы будут всплывать по мере написания следующих частей отчета, где подробно расскажу вам непосредственно о шести днях, проведенных в Адлере и четырех в Абхазии. Там же найдете информацию по ценам на жилье и еду, о пляжах и окрестностях. Подписывайтесь на обновления блога, делитесь публикациями в социальных сетях и задавайте вопросы в комментариях.

Для тех, кто не нашел, вот ссылка на начало отчета. В первой части расписала маршрут нашей двухнедельной поездки в Сочи и Абхазию по дням, а также сведения о транспортном средстве, составе группы, озвучила все расходы на путешествие, включая затраты на дорогу в обе стороны. Продолжение отчета ждите через несколько дней, а пока можете рассказать о своих приключениях. Как опубликовать ваши отзывы в рубрике «Путешествия читателей», написала здесь.

На этом прощаюсь с вами, до новых встреч!
Татьяна Соломатина

Комментариев к статье: 0
Оставить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses: